По всем вопросам:  +7 (495) 967-19-49
Вернуться к списку новостей

Чем побить низкие ставки: козыри для малых банков в кредитовании МСБ

Пока крупные банки правят бал за счёт низких ставок и участия в госпрограммах, малые могут занять свободные ниши, перестав быть стоком для «плохих» кредитов. Каким образом — рассказывает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, модератор сессии “Скоринг МСБ” на Scoring Day 2022.

— Итоги первого полугодия преподнесли сюрприз: по данным исследования Эксперт РА, укрепить позиции на рынке удалось по факту только банкам, специализирующимся на обслуживании МСБ. Изменился ли в этом году расклад на рынке кредитования МСБ?

— Не слишком: рост объёмов кредитования МСБ по-прежнему происходил за счёт крупных банков. Они, во-первых, выполняют спущенные сверху госзадачи, во-вторых, вошли во вкус, перестав считать малый бизнес маргиналами и научившись более корректно оценивать таких заёмщиков (что подтверждается открытыми данными ЦБ о падении убыточности по сегменту).

Примечательно, что ни во время пандемии, ни в текущем году не было зафиксировано серьезных дефолтов по кредитам МСБ. Есть и отложенный эффект, тоже представляющий интерес для банков, — российским предприятиям сейчас приходится замещать выбывающие с рынка зарубежные. Если справятся с задачей — в перспективе могут рассчитывать на повышение статуса в глазах кредиторов.

В-третьих, крупные банки могут предложить лучшие ценовые условия благодаря госсубсидиям и тем самым обеспечивают себе переток клиентов. Ставка у них не превышает 4–6%, у небольших же банков может достигать 20% и выше.

Новых игроков в этом сегменте не наблюдается — есть несколько иностранных банков, которые ведут себя крайне осторожно и в целом погоды не делают. Небольшие банки работают в основном по узким сегментам с качественными залогами.

—   Каков топ-3 актуальных для этого года рисков, связанных с кредитованием МСБ?

— Основной — использование компаниями различных схем налоговой оптимизации, как законных, так и не очень. Если перед налоговой инспекцией будет поставлена задача резко увеличить сборы, она начнёт пристальней изучать внутренние и внешние денежные потоки, оспаривать сделки, запрещать часть расходов и пр. Для Москвы этот риск пока не очень актуален, а из регионов уже поступают первые сигналы.

Второй риск — изменение структуры поставщиков. Бизнес вынужден заново выстраивать логистические цепочки, переориентироваться на азиатских партнеров. Справиться с задачей могут далеко не все, в первую очередь за счёт удорожания перевозок. Запрос на дополнительные кредиты увеличивается — параллельно с вероятностью дефолтов.
Третий риск — дефолты по госзаказам. Пока это разовые, не массовые случаи, и их причины нам не слишком ясны. Возможны два варианта: нежелание соблюдать условия со стороны госзаказчика либо ошибка предприятия-поставщика в силу нерасторопности или некомпетентности. Этот риск уже имеет смысл постоянно держать в поле зрения.

— Есть ли способы нивелировать эти риски?

— Первый риск надо либо принимать, либо отказываться от кредитования малого бизнеса.

По второму пункту основной инструмент — перманентный мониторинг ситуации с каналами поставок. Особенно актуально для тех, кто специализируются на конкретных отраслях, например, на финансировании автоимпорта.

В третьем случае единственный вариант — изучение структуры госзаказчиков, их поведения и отношения к поставщикам, сбор информации о качестве платежей. Данных для анализа достаточно и в судебных делах, и в реестрах госконтрактов. Например, нехорошим признаком могут быть постоянные расторжения заказчиком госконтрактов. И это уже не редкость.

— Не секрет, что большая часть «плохих» кредитов МСБ приходится на небольшие банки. Есть ли решения, способные ликвидировать технологический разрыв топов и малых банков?

— На самом деле технологический разрыв — это миф. Главное, что мешает малым банкам играть наравне с крупными, — размер ставки. Плюс выше давление на капитал, строже проверки со стороны ЦБ, постоянные проблемы с докапитализацией (даже в среднем банке каждый миллиард рублей на счету)…

Но есть и козыри. Малые банки готовы принимать более высокие риски, работать с менее прозрачными компаниями и тратить при этом больше времени на анализ их финотчётности. Они менее привередливы в плане структуры сделки — готовы, например, отказаться от полного набора поручителей. Специалисты ближе к клиенту, у них больше возможностей вовремя распознать их потребности. Исходя из этого главным направлением для инвестиций должны стать решения на базе ИИ для повышения качества скоринга.

Есть и ещё одна, пока незанятая, ниша для малых банков — оказывать заёмщикам содействие в подготовке финансовой документации, повышая их шансы на получение кредита. У небольших компаний, как правило, нет финансового менеджера, способного качественно подготовить документы для банка и внятно объяснить концепцию денежных потоков. Бухгалтер тонкостями не сильно заморачивается и отдаёт банку что есть (по факту совсем не то, что нужно). Есть идея создать сервис, возможно, на платформе МСП, под условным названием «Отказники». При согласии клиента, получившего отказ в кредите, его данные попадут в общую базу, и заинтересованные в расширении клиентуры банки смогут их на этой платформе подхватывать, как минимум, оказывая содействие в доработке заявки на кредит.

Помимо прочего, такая помощь малым предприятиям обеспечит банкам и своеобразный туз в кармане: встав на ноги, компания сможет брать и более дорогие кредиты у того, кто дал им путёвку в жизнь.

Также малым банкам надо искать возможности удешевления ресурсов. Когда ситуация в экономике стабилизируется, можно будет обратить внимание на облигационные займы. Пока это довольно дорого, однако из-за перекрытия большинства инвестканалов количество потенциальных инвесторов растёт. И если удастся найти баланс, эмитенты облигаций получат альтернативные источники финансирования, более дешёвые, чем кредиты.

Ещё могу рекомендовать обратить внимание на цифровизацию мелкого кредитования, чтобы за его счёт набирать объёмы в этом сегменте.

— Можете привести примеры успешных программ гарантийной поддержки МСБ?

— Пожалуй, самой успешной стала программа портфельных, или зонтичных, поручительств, которую реализует Корпорация МСП со своими партнёрами. Кредиты выдаются на небольшие суммы, Корпорация при этом не рассматривает каждую сделку, а сразу покрывает портфель кредитов МСБ, что в разы ускоряет процесс и масштабирует работу.

Наш фонд с «зонтиком», как и другие региональные гарантийные организации (РГО), по законодательству работать не может, необходимы соответствующие поправки. Но в последние числа августа мы запустили поточные поручительства, пока со Сбером, где отказались от повторного андеррайтинга заявки, а автоматически поручаемся за МСП в объеме до 50% кредита (поручительство не превышает 5 млн руб.). Старт получился впечатляющий: за 1,5 месяца подписано 200 договоров-поручительства на сумму 1,6 млрд рублей.

К слову, по итогам трёх кварталов 2022 года был зафиксирован почти трехкратный рост количества выданных поручительств по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

— Чего сейчас не хватает программам господдержки с участием банков?

— При всём многообразии программ не хватает их финансирования. По сигналам наших партнёров, уже практически исчерпаны лимиты по тем программам льготного кредитования, которые запустило государство весной 2022 года и на которые был весьма высокий спрос.

Если говорить о гарантийной поддержке, требуется докапитализация гарантийной системы, в подавляющем большинстве регионов капитал фондов слишком мал, чтобы влиять на рынок.

Также нужны специальные налоговые решения для компаний, выполняющих госзадачи и работающих в конкретном регионе в конкретной отрасли. Вплоть до возврата налогов. Есть информация о единичных прецедентах в Москве (суммы, впрочем, небольшие), этот сценарий хорошо бы сработал в регионах.

Ещё одна задача на будущее — предоставить право РГО выдавать гарантии по облигационным займам МСБ. Но для её реализации придётся многое поменять в законодательстве.

Необходимо развивать узкоспециализированные кредитные программы для высокотехнологичных предприятий, чтобы дать им возможность зарабатывать на первом этапе за символические ставки.

И хотелось бы надеяться, что со временем вернутся госпрограммы для небольших банков, сейчас в них участвуют только крупнейшие.

Источник: Future Banking
Вернуться к списку новостей