По всем вопросам:  +7 (495) 967-19-49
Вернуться к списку историй
Ледовый сервис
https://ledoviy-servis.ru/

Интервью с Павлом Слепневым, собственником и генеральным директором ООО «Ледовый сервис»
Сентябрь, 2022

– Чем занимается Ваша компания?

Мы занимаемся проектированием, обслуживанием, строительством ледовых катков открытых круглогодично. Одно из направлений — сдача оборудования в аренду. Также мы поставляем оборудование, выступаем дилерами многих известных брендов по поставке оборудования на ледовые катки.

– Как вам пришла идея заниматься таким бизнесом? Как все начиналось?

Наверное, как и у многих, идея приходит спонтанно. Но, это не значит, что я вдруг решил: «Начну строить катки». Я большую часть жизни занимался абсолютно другой деятельностью, никак не связанной со льдом. Это была фитнес-индустрия, спорт. И так получилось, что мне довелось быть директором и управлять открытой ледовой ареной в одном из регионов. Этот проект мне очень понравился, он стал удачным. Через 3 года стало две арены. Со временем мы превратились в компанию «Ледовый сервис» и начали заниматься обслуживанием не только своих ледовых катков, но и сторонних ледовых арен. А потом мы решили, что можем не только обслуживать, но и сдавать в аренду оборудование, проектировать, строить, заниматься полным циклом, делать то, чего раньше в России не было. Посмотрели зарубежный опыт, привнесли иностранные технологии, сделали свои уникальные объекты. По отзывам иностранных партнеров знаем, что за рубежом, в Европе такого нет.

– Что входит в полный цикл для ледового катка?

Мы оказываем комплекс услуг, начиная с проектирования, поставки, монтажа и запуска объекта, до дальнейшего его сопровождения, которое включает обслуживание техническое, коммерческое, управление ледовым катком.

– Как устроен ваш рынок? Как себя на нем позиционируете?

Рынок ледовой индустрии достаточно узкий. На нем нет большого количества компаний, которые оказывают такие виды услуг, ориентировочно в России работают до двадцати компаний. И так сложилось, что почти что у каждой есть какая-то своя ниша, где она преуспевает. Есть те, которые преуспевают в строительстве крытых тренировочных арен. Есть те, кто больше всего стоит государственные, крытые ледовые арены и ледовые дворцы спорта. Есть те, кто больше всего строит открытых ледовых катков и арен. Есть те, кто сдает открытые ледовые катки в аренду в большем количестве, чем остальные компании. На нашем рынке нет слабых игроков, просто у каждого своя ниша.

В 2022 году нашей компании исполнилось 15 лет, юбилейный для нас год, деятельность мы свою начали в 2008 году с небольшого бизнеса в регионе. Сегодня мы точно входим в тройку лучших компаний страны, которые не только больше всего строят открытых катков, но делают необычные проекты, не типовые, а те проекты, которые удостоены определенных наград, занимают знаковые места в России по своей тематике.

– Приведите, пожалуйста, примеры ваших работ, есть ли такие в Москве?

Как мы пишем в презентационных материалах, наши катки находятся от Полярного круга до горнолыжного курорта Архыз в Карачаево-Черкесской Республике. Мы присутствуем в 32-х субъектах Российской Федерации, это и открытые ледовые катки, и крытые ледовые арены, среди них каток в Туле на центральной площади, катки в Орле, Ярославле, Нижнем Новгороде, Воронеже, Липецке, Курске. В Санкт-Петербурге у нас несколько очень знаковых объектов. В Московской области достаточное количество объектов, одним из которых особо гордимся: каток в парке «Патриот» в Кубинке площадью более 5000 квадратных метров, который включает в себя и спортивный каток с профессиональной коробкой для игры в хоккей на открытом воздухе и каток для массового катания.

В Москве в Лужниках мы сделали большой открытый каток прямоугольной формы: более 16000 квадратных метров искусственного льда, это как два с половиной футбольных поля. В той части Москвы не было больших ледовых проектов, и пришла идея создать там крупный каток на малом южном ядре. Это сложный проект. Летом там настоящий газон, большое поле для метания ядра, для метания копья. Вначале планировали каток 3000 квадратных метров - прямо перед входом на брусчатке, где аллея на набережной и канатная дорога через Москву-реку. Этот объект долго проектировали, 3 года заняло, в процессе решили, а почему бы не сделать там все поле? И сделали.

– Какова структура компании?

В структуре нашей компании несколько направлений работ: проектирование, дизайн, маркетинг, набор и обучение персонала, строительство и монтаж, демонтаж и техобслуживание катков и арен, и управление всем в главном офисе.

– Кто работает в «Ледовом сервисе»? Каковы особенности персонала?

Интересный вопрос, потому что у нас достаточно разносторонний персонал в виду того, что наша деятельность имеет ярко выраженную сезонность. Ведь открытые ледовые катки наиболее популярны с ноября по март, это пик работы для сезонного персонала, так в прошлом году было до 300 человек в штате в управлении, монтаже, техническом и сервисном обслуживании наших катков в период с сентября-октября до марта-апреля. Это специализированный персонал, нельзя взять с улицы и обучить человека за несколько дней монтировать ледовое поле, для этого нужен не один сезон. Потому у нас большое количество бригад, текучки практически нет, многие работают со мной уже 9 лет, даже семьи в компании создаются, дети рождаются.

Постоянный штат компании до 40 человек - кто трудится над созданием проектов, их разработкой, строительством, монтажом, находится в офисе, на производстве, отвечает за склад.

– Как вы привлекаете финансирование в ваш бизнес?

До февральских событий 2022 года нам стороннее финансирование не требовалось, развивались на собственные средства. Дело в том, что в нашем бизнесе сама идея создания объекта изначально стоит денег, за это платят заказчики. Любой наш проект основан на авансе. На аванс возводится арена, поставляется оборудование.

Как я уже говорил, наша деятельность сезонна: основные поступления с ноября по апрель, а с ноября по март идет разработка новых направлений, проектирование объектов, заключение контрактов, поиск новых заказчиков для будущего сезона. В принципе ничего в этом страшного нет, цикл продолжается из года в год. У нас всегда было достаточное количество проектов, что позволяло не привлекать сторонних денег, мы развивались на те, которые зарабатывали, полученную прибыль вкладывали в дальнейшее развитие.

Но в начале 2022 года все было иначе, многие контракты в феврале и марте оказались заморожены до неопределенных сроков, ведь катки – это не объекты первой необходимости. Нам остро требовалось пополнение оборотных средств на период с марта по август.

Мы узнали о возможности кредитоваться по льготным ставкам, где государство субсидирует ставку. При обращении в банк оказалось, что собственного залога у нас не хватает, и мы оформили кредит под поручительство Московского гарантийного фонда. Раньше мы не слышали о такой возможности и, честно сказать, когда подавали документы на этот кредит, даже не подозревали, что получим его в очень сжатые сроки и по довольно простой процедуре с документами. Это меня искренне удивило и обрадовало, что господдержка пришла быстро и в необходимый момент.

– В чем специфика и особенности вашего бизнеса?

Специфика нашего бизнеса в том, что по сути у нас всегда два покупателя. Первый - заказчик - тот, кто оплачивает наши услуги, покупает у нас оборудование, нанимает нас как копанию, обслуживающую объект. А вот второй - это посетитель, который приходит на построенный нами каток. Наша цель удовлетворить ожидания и требования обоих.

Для первого, как правило, нужно решить следующие задачи: каток должен быть магнитом, быть объектом, который привлекает большой трафик к месту, где он находится, каток должен стать окупаемым бизнесом и приносить доход. И чтобы это случилось, посетитель должен быть очень доволен, даже счастлив, он должен желать чаще приходить на наши катки.

И мы меняем восприятие катка. Надо сказать, нам это удается, и это не просто самовосхваление – есть реальные показатели: конверсия прихода на наши катки выше, чем на другие у конкурентов. Кстати, в разных регионах этот показатель отличается. Общепринятая статистика показывает, что семьи приходят на каток 2-2,5 раза в месяц. А у нас есть постоянные клиенты - семьи, кто посещает наши катки до 7 раз в месяц.

– А есть ли какие-то показатели того, сколько требуется катков для населения?

Здесь нужно говорить не только о количестве катков, но и об их площади. За рубежом другой подход, там очень много совсем небольших объектов. Однажды мой партнер из Германии сказал, что у него 300 катков, даже неловко стало, но выяснилось, что наш каток только в Лужниках имеет площадь больше, чем его 300 вместе взятые. У нас каток - это минимум 800 квадратных метров.

Россия в лидерах по площади искусственного льда, а вот по количеству катков и вовлеченности населения мы далеко отстаем. Для примера возьмем северные страны: в Канаде более 2500 крытых ледовых арен на 55 миллионов человек населения. В Финляндии 268 ледовых арен на 5,5 миллионов человек населения, это можно сравнить, как если бы только в Петербурге было 268 ледовых арен. Пока на всю Россию у нас порядка 500 ледовых арен на 145 млн населения.

– Что помогает вашему бизнесу быстро расти?

Мы открыли одними из первых в нашей стране катки на открытом воздухе для массового катания. Да, тогда уже были большие катки в Москве, в Санкт-Петербурге, никого нельзя было удивить катком, который не тает на открытом воздухе. Наша новизна была в том, что мы постарались поменять восприятие катка, и доказали, что каток можно очень быстро собрать на любой ровной поверхности, он может недорого стоить, и быть сопоставимым с ледовой ареной по качеству льда. Благодаря этому подходу мы начали достаточно быстро развиваться и ставить катки там, где раньше об этом мало кто мог подумать.

Развитие нашего бизнеса связано с тем, что мы в ледовой индустрии привносили то, чего не было в России. Мы делали, создавали определённые направления и оборудование, которые в России либо не производились, либо их до этого не поставляли, всегда старались стать партнерами и дилерами определенных известнейших мировых брендов. Это было локализовано в Европе, в Америке, в других странах, где массовое катание как спорт и досуг великолепно развито.

В России катки были всегда лишь потому, что есть зима. Если б зимы не было, то и культуры бы такой не существовало. До сих пор, в Краснодарском крае, например, нет коньковой культуры, там нет катков с искусственным льдом, там нет концентрации, которая имеется в Центральной России. Мы не говорим сейчас конкретно про Москву и Санкт-Петербург, а про города с населением больше полумиллиона человек.

– Расскажите, что происходит в вашей отрасли в части импортозамещения, сказалось ли санкционное давление?

После событий февраля 2022 года диверсифицируемся, стараемся воспроизвести в России то, что возили из-за рубежа, это как бы импортозамещение, но ставим задачу производить изделия с улучшенными характеристиками.

Сейчас больше ориентируемся на российских производителей аналогичного заграничного оборудования. В настоящее время открывается определенная возможность ввиду того, что все начинает здесь быть конкурентным по цене - металлы, сырье, пластмассы, технические изделия.

Раньше выгодней было купить за границей и привести сюда, а теперь появилась уникальная возможность производить здесь, поэтому работаем с поставщиками в России, которые стараются произвести оборудование для ледовых арен аналогичное импортному. Мы сами тоже начали делать определённые виды оборудования, подали документы на несколько патентов. Я по образованию инженер, технолог, и считаю, любой инженер может решить задачу, как улучшить то, что было придумано до нас, не в России.

Конечно, изначально ледовые технологии появились не в России, и импортозамещение не случится завтра-послезавтра. Это не говорит о том, что в России плохое производство, или что, мы не можем ничего провести аналогичного зарубежному по качеству. Собственно, в России уже производят, но просто для того, чтобы сделать аналог, эквивалент или, чтобы улучшить продукт, требуется время, практика, тестирование.

– Каков срок службы катков? Что делаете с оборудованием между сезонами?

В среднем каток служит 7-8 сезонов. Мы сами его собираем, обслуживаем, демонтируем, отвозим на хранение в межсезонье на склад, что-то выкидываем, что-то восстанавливаем или докупаем.

– Каковы дальнейшие планы развития бизнеса? Планируете ли оставаться в своей нише, заниматься чем-то еще в соседних?

Конечно, в планах нашей компании развитие в том же направлении. Но мы понимаем, что рынок меняется. Изменения пришли в ковидную эпоху: ограничения сильно сказались на массовости, а открытые ледовые катки – это в первую очередь массовое катание. Тем не менее, мы планируем заниматься комплексным оказанием услуг, который для заказчика закрывает все вопросы: минимальное участие заказчика с максимальным финансовым результатом для него.

– Что пожелаете начинающим предпринимателям?

Всем тем, кто начинает бизнес в настоящее время, а оно отличается от времени, которое было для старта 5–10 лет назад, я бы пожелал терпения и стойкости. Не надо сдаваться, когда что-то не получается в первый, второй, третий, n-ое количество раз. Пробуйте развиваться с использованием максимального количества российских технологий, того, что производится и создается в России.

– Какой ваш лайфхак для успеха бизнеса?

Я убежден, открывая какой-либо бизнес или направление предприниматель должен привнести что-то новое, чего раньше не было. Либо ты должен поменять то, что уже существует, сделать это иначе, под другим взглядом. Это может быть услуга, оборудование, процесс, но нужно удивить рынок чем-то новым, не таким как сейчас. Например, ты можешь просто удивить заказчиков, потребителей стоимостью. Или ты должен удивить их определенным отношением к продукту, к сервису. И неважно, какая это сфера, в любом случае должен быть «вау-эффект». Именно, если речь идет об открытии нового бизнеса, он должен отличаться какой-то своей уникальностью. Да, трудно придумать новое в бизнесе, все и давно придумано, разработано, но поменять взгляд на, казалось бы, уже обычные процессы, это возможно, это и есть задача предпринимателя.



Вернуться к списку историй