Спикер: Виталий Волошин, учредитель компании «Новолазер»
– Как родилась идея запуска салонов эпиляции?
Мой выбор данного направления бизнеса был продиктован профессиональными навыками и опытом. По профессии я врач-дерматовенеролог, обладаю опытом в практической медицине. Я учился в аспирантуре, работал на кафедре дермато-венерологии, в Красноярском кожно-венерологическом диспансере, вел прием пациентов в поликлинике. Все что касается кожи, а волосы и ногти – это придатки кожи, - конечно, находилось в поле моих профессиональных интересов и внимания. По роду занятий мне довелось познакомиться с эффективным применением лазерного оборудования в дерматологии и, в частности, для целей эпиляции. Я видел результат работы этих лазеров, их пользу для людей, и мне показалось, что такая услуга будет невероятно востребована и перспективна. Это и способствовало открытию своего бизнеса, связанного с удалением волос.
– С чего и как начинался ваш бизнес?
В 2013 году после защиты диссертации на звание кандидата медицинских наук я вместе со своей супругой решили открыть собственную небольшую клинику в нашем родном Красноярске. Наш стартовый капитал составлял всего 10 тысяч долларов. Мы арендовали помещение, приобрели оборудование и начали приём пациентов. Дело пошло и следующую клинику мы открыли в Новосибирске. А в 2017 году, уже обладая опытом клиник в Красноярске и Новосибирске, перебрались в Москву и открыли здесь нашу первую столичную клинику.
– Как запускали клинику в Москве? Где еще есть ваши клиники?
Страха и опасений не было, наоборот, было интересно: приезжал сюда, жил тогда в гостинице в Измайлово, самостоятельно искал и взял в аренду помещение, потом пригласил бригаду рабочих, которые сделали ремонт, закупили необходимое оборудование. Я продал квартиру в Красноярске, деньги мы, конечно, инвестировали в бизнес, и уже всей семьей переехали в Москву.
Все наши клиники успешно работают. Сейчас у нас 21 клиника, из них 6 в Москве, а остальные открыты в регионах. Сейчас мы присутствуем в 16 городах России, в основном это города-миллионники или близкие по числу жителей.
– Что происходит на рынке, на котором вы работаете?
Рынок на сегодняшний день колоссальный, развивается очень интенсивно, практически ежемесячно открываются клиники, и, конечно, растет количество конкурентов. По моей оценке, рынок услуг лазерной эпиляции ежегодно увеличивается примерно на 15%. Полагаю, что примерно до 2027–2030 года этот рост будет продолжаться. На сегодняшний день ещё остаётся много потенциальных клиентов, которые не пользуются услугами лазерной эпиляции по тем или иным причинам, хотя уже всем понятно, что лазерная эпиляция - это эталон, стандарт качества, который трудно превзойти другими методами. Например, шугаринг или электроэпиляция показывают хуже эффективность, чем александритовые лазеры.
– Какое место занимаете на рынке лазерной эпиляции?
Мы позиционируем себя как компания, которая оказывает высоко эффективную процедуру на оборудовании самого высокого премиального уровня. Это помогает нам оставаться на хорошем уровне конкурентоспособности. Мы работаем не в дорогом сегменте, но, несмотря на это, оборудование у нас самого высокого уровня.
Пожалуй, наша сеть одна из первых в России именно по количеству александритовых аппаратов, но мы не самая большая сеть по количеству клиник. Да, есть сети, которые обладают гораздо большим количеством клиник, но у них не везде стоят александритовые лазеры, в основном диодные. Александритовый лазер избавляет реально от волос навсегда, а диодными, добиться полного исчезновения волос очень сложно, требуются поддерживающие процедуры два-три раза в год.
Ещё есть аппараты с импульсным светом, люди иногда их ошибочно принимают за лазер, но это не так, отличие в физических свойствах. Свет — это волны определённой длины. Аппарат импульсного света выдает широкий спектр от 200–400–600 до 1200 нанометров. А у лазера строго одна длина волны: в александритовом лазере длина волны именно 755 нанометров, у диодного - 808 нанометров.
Компания «Новолазер» работает с александритовыми лазерами с длиной волны 755 нанометров американской фирмы Candela, которые считаются золотым стандартом в области лазерной эпиляции. Это оборудование – наиболее подходящее для удаления волос, как в плане эффективности процедур, так и своей работоспособности. Мы покупаем эти лазеры в России через дистрибьютеров, так, в Санкт-Петербурге работает замечательная компания, которая идёт нам навстречу и помогает с оборудованием.
– Как развивается ваша сеть? Вы продаете франшизу?
Все клиники у нас собственные, по франшизе мы не развиваемся. У нас был пробный шар продажи франшизы, но мы быстро отказались от этой идеи, поняли, что можем сами заходить в крупные города, просто на это нужно время. Наш путь – открывать клиники под собственным управлением. Честно скажу, что мне управление дается легче, так проще работать и поддерживать качество на определённом уровне.
Даже те - несколько франшиз, которые мы продали, полностью соответствуют всем нашим стандартам, и мы поддерживаем их на высоком уровне. Но была негативная история с клиникой в Краснодаре, где наш партнёр повел себя не должным образом, и меня совсем разочаровало развитие через франшизу, хотя две другие прекрасно работают.
– Для покрытия каких расходов вам требуется финансирование?
Главная затратная часть для нас на этапе открытия клиники – это оборудование. Денежные средства требуются, чтобы приобрести качественные аппараты в каждую клинику в необходимом объёме. Мы покупаем именно александритовые лазеры фирмы Candela, а это дорогие аппараты, цена - 100000 долларов. К сожалению, отечественных александритовых лазеров нет на рынке.
Также довольно внушительная часть расходов приходится на ремонт самих помещений и поддержание клиники в хорошем техническом состоянии. Далее идёт заработная плата сотрудников, следующее — это текущий ремонт оборудования, ну и обеспечение расходными материалами.
– Каким образом вы привлекаете внешнее финансирование?
Первую клинику мы открывали на собственные средства и дальше тоже развивались на свои средства, поэтому наше развитие не было таким стремительным, но зато качественным. С 2017 года, когда переехали в Москву, к трем клиникам прибавилось еще 18. Да, безусловно, темпы очень неплохие, но, если бы было финансирование, то мы бы могли сделать в разы больше. Мы изначально брали дорогое высококлассное оборудование. Но это, естественно, ограничивало нас в возможности быстро масштабироваться на свои средства, а банки отказывали.
Внешнее финансирование мы впервые привлекли в 2021 году для покупки оборудования в наши клиники. Мотивом послужило развитие компании, и необходимость обеспечить все клиники, все кабинеты нужным высоко профессиональным оборудованием. Сначала мы рассматривали возможность приобретения оборудования в лизинг, но Сбербанк предложил нам более выгодные условия кредитования, а которые мы и согласились. Но для кредитования нам не хватало собственного обеспечения, и сотрудники Сбербанка рекомендовали воспользоваться поручительством Московского гарантийного фонда, что мы и сделали. Фонд закрыл нам примерно 30%, и кредит был получен без проблем. Планируем и далее работать со Сбербанком и пользоваться такой возможностью.
– Расскажите о том, как работают ваши клиники?
Конечно, все наши клиники работают по единому стандарту. Мы специализируемся на лазерной эпиляции. Это то, что мы делаем очень хорошо, но больше мы ничем не занимаемся. По сути, это единственная услуга, которую мы оказываем, и в чем добиваемся хороших результатов. За счёт чего? Во-первых, за счёт качественного оборудования обеспечиваем эффективность процедур на очень высоком уровне.
Мы закупаем дорогое оборудование, лучше его на сегодняшний день в мире нет. Если бы оно было, то мы бы его покупали. У нас 2–3 лазера в каждой клинике. Сами клиники небольшие по площади на 2–3 кабинета, от 70 до 90 квадратных метров. В каждом кабинете на одном лазере у нас работают посменно два врача, плюс административный персонал.
Во-вторых, это наши кадры. Мы подбираем персонал на Хедхантере, но есть и другие площадки. Главное условие — это медицинское образование, наличие всех сертификатов, которые нужны для работы, и дальше занимаемся подготовкой уже самостоятельно, проводим теоретическое и практическое обучение врачей. Очень важно, чтобы доктор мог в полной мере использовать возможности наших аппаратов. У нас собственный учебный центр, в котором мы готовим специалистов для нашей компании. Обучение проводим на базе каждой клиники, специально выделяем время, приезжают лучшие в нашей сети специалисты, у которых богатый опыт работы, они в совершенстве владеют аппаратом. Они дают практическую часть, а теоретическую подготовку проводим в онлайн режиме.
– Какой эффект процедур в клиниках «Новолазер»?
Мы делаем клиентский поток непосредственно на лазерной эпиляции, предлагаем клиенту пройти курс для достижения желаемого результата: после первой процедуры клиент посещает наши процедуры в течение года, если он не пропускает, если своевременно приходит, мы получаем потрясающие результаты.
Для разных зон тела рекомендуем разное количество процедур. Например, в подмышечной области, на голенях волосы уходят за 5 процедур, и там не растут больше никогда. Для гормонозависимых зон - паховая область, область бороды, усов – посложнее, требуется до 10 процедур. Но я повторюсь, что мы добиваемся полного исчезновения волос. Вот этим и отличается оборудование от других лазеров.
После наших лазерных аппаратов исчезают нежелательные волосы, а сама структура кожи улучшается и омолаживается. Дело в том, что вокруг волоса находится коллаген. Все косметологи ведут борьбу за выработку коллагена. Но есть только один механизм, который способен привести к выработке коллагена — это травма.
Если начнем волокна коллагена травмировать, разрывать или нагревать, то появляются особые клетки - фибробласты, и они на этом месте восстанавливают коллаген, который обеспечивает плотность кожи. Так, если мы видим рубец или шрам, например, от пореза, то у человека здесь восстановился коллаген. То есть, есть связь: травма, на этом месте вырабатывается коллаген и образуется рубец.
При микротравме тоже вырабатывается коллаген. Так вот лазер это и делает, когда нагревает волос. Смысл процедуры заключается в том, что энергия света попадает на темный волос и переходит в энергию тепла: мы светим, волос нагревается и обжигает стенки волосяного фолликула и ростковую зону. Травма ростковой зоны помогает избавляться от волос, а побочный эффект - микротравма коллагена, и в этом месте происходит выработка нового коллагена. Поэтому, когда мы, делаем процедуру там, где есть волосы, особенно где они густо растут, уходят все неровности, рубчики сглаживаются.
Я заметил этот потрясающий эффект, постоянно на это обращаю внимание. Ведь человек на нашем оборудовании получает не только удаление волос, но и полное омоложение той или иной области, уходит пигмент кожи – «темные пятна». Под воздействием лазера пигмент разрушается и быстрее выводится.
– С чем связываете успех вашего бизнеса?
Конечно, оборудование – это важная слагающая успеха бизнеса, но это только часть. Самое главное — это отношение к клиентам, которые мы передаём нашим сотрудникам. Я как врач-дерматолог помогаю клиентам справляться ещё с какими-то побочными эффектами, бывает к нам обращаются люди с различными кожными заболеваниями, и сотрудники не должны это пропустить.
Наша работа требует глубокого пониманиям тех процессов, которые мы проводим. Очень важно правильно научить сотрудника, в трудную минуту где-то поддержать его, помочь разобраться в особом случае, выяснить, почему происходит так или иначе.
– Как на вашем бизнесе отразилась пандемия?
В какой-то период первого локдауна мы действительно не работали. Когда это случилось, нам пошли на встречу практически все собственники помещений. Спасибо им огромное, нам тогда снизили аренду, вошли в положение. У нас были некоторые запасы денежных средств, которые мы просто распределили. Я предложил сотрудникам или выплатить зарплату за 2 месяца, или растянуть по 30% на 5 месяцев. И сотрудники тоже пошли на встречу, было полное понимание, мы как-то сплотились в этот момент. Потом вышло распоряжение, что организации с медицинской лицензией могут работать, и мы после перерыва возобновили свою работу.
В тот период мы воспользовались и государственной поддержкой - льготным кредитом, который нам не пришлось возвращать, поскольку мы сохранили штат сотрудников, и даже приумножили его за это время.
– Что пожелаете тем, кто пытается построить бизнес с нуля?
Ну, конечно, я желаю им верить в себя, в свои собственные силы. Желаю всем предпринимателям помнить, что они занимаются очень нужным делом, ведь именно предприниматели создают продукт, создают рабочие места, платят налоги. И это крайне важно для экономики страны. А для начинающих бизнес в медицинской сфере, с лазерами, скажу, что ошибки часто связаны с тем, что, возможно, ввиду отсутствия средств, выбирают покупку дешевых моделей сомнительного производства, и, соответственно, результаты получают не очень хорошие.
Сентябрь 2021