Интервью с Алексеем Васильевичем Ковалевым, генеральным директором и владельцем ООО НПЦ «Спектр-АТ», выпускником Московского инженерно-физического института, доктором технических наук, профессором, академиком АЭН РФ и Академии Проблем безопасности, Обороны и Правопорядка, Лауреатом Премии Правительства РФ (июнь 2022).
– Какова история создания компании «Спектр-АТ»
История нашей компании довольная интересная, и, я бы сказал, непростая.
Для того, чтобы понять, откуда мы произошли, надо обратиться к 1964 году. Это был сложный период для страны с точки зрения решения проблем развития промышленности и создания перспективных технологий. Тогда Правительство СССР создало ряд новых научно- исследовательских институтов для решения конкретных задач. Одним из таких институтов, созданных в 1964 году, был научно-исследовательский институт интроскопии Московского научно-производственного объединения «СПЕКТР» (НИИИН МНПО «СПЕКТР») – НИИ интроскопии. Среди целей поставленных перед этим НИИ было создание и разработка новых технологий, оборудования, создание новых решений для металлургии, космической техники.
Этот период с 1964-1965 и нескольких следующих лет ознаменовался новыми вызовами в связи с проблемами безопасности и появлением в нашей стране и в мире терроризма: в это время фиксируются первые угоны самолетов, взрывы, захваты заложников. Для борьбы с этими явлениями необходимо было переоснащение спецслужб современной техникой, поэтому в ряде НИИ создавались специальные подразделения. Тогда задача ставилась на уровне КГБ, ЦК КПСС, Правительства СССР, выпускались соответствующие Постановления, затем следовали решения Президиума ВПК и далее они воплощались в жизнь. В результате в 1967 году в НИИ интроскопии создали спецотдел, главной задачей которого стало создание специальных технических средств безопасных для обслуживающего персонала и обеспечивающих видение в оптически непрозрачных средах.
Я пришел руководить этим спецотделом в 1983 году, с этого момента и занимаюсь данной проблематикой. В 1996 году спецотделы многих НИИ были упразднены, поскольку институты зачастую превращались в частные компании. Но задачи, которые были в свое время поставлены перед нашим спецотделом, остались. Жизнь продолжалась, институт потихонечку умирал, а мы хотели делать то, что мы умели делать хорошо, тем более, что спрос на нашу технику был.
И в 2007 году мы создали на базе того НИИ предприятие, которое назвали Научно-производственный центр антитеррористической и криминалистической техники «Спектр-АТ». Так что, мы свою историю отсчитываем именно с 1967 года, а 2007 год считаем годом второго рождения нашего предприятия.
В 2022 году нам исполняется 15 лет. Задачи по сути остались те же - создание современных средств видения в оптически непрозрачных средах, а также криминалистической и досмотровой техники.
– Какую продукцию сегодня производит НПЦ «Спектр-АТ»?
На базе основных методов ненарушающего контроля мы производим аппаратуру и средства по следующим основным направлениям. Первое – тепловизионная аппаратура; второе – аппаратура наблюдения и контроля, включая антиснайперские системы; третье – поисково-досмотровая аппаратура, включая эндоскопическую технику; четвертое – криминалистическая техника и аппаратура контроля документов, паспортов, виз; пятое – аналитическая техника и аппаратура для обнаружения сверхмалых количеств взрывчатых и наркотических веществ.
– Какова ваша экспертная оценка рынка таких изделий?
По моему мнению, если говорить о портативных тепловизионных системах для оснащения спецподразделений, то такой техники сегодня в год требуется порядка 2–3 тысяч комплектов. А потребность в стационарных системах, мобильные системах, где-то до 1000 комплектов.
– И какое место на рынке занимает продукция НПЦ «Спектр-АТ»?
Сегодня мы не единственные производители тепловизионной техники на рынке, но уровень наших разработок, уровень нашей технологии, уровень наших научно-технических решений позволяет нам говорить о том, что мы находимся в лидирующей группе предприятий, которые производят такую технику.
– Кто приобретает Вашу продукцию?
В структуре нашего бизнеса государственный оборонный заказ составляет порядка 80%. Оставшиеся 20% – это, так называемые, розничные продажи.
Основными заказчиками, потребителями нашей техники выступают «силовики» –спецподразделения, войска Росгвардии, Министерства обороны, ФСБ, Пограничной Службы, Министерства Внутренних Дел, Таможенной службы.
– Каковы особенности работы с гособоронзаказом для малой компании?
Как попасть в эту обойму? Процесс достаточно сложный и длинный. Мы самостоятельно создаем нашу технику, делаем это на свои средства. Затем предлагаем продукцию в названные выше структуры. Они предлагают нам провести сравнительные испытания с той техникой, которая у них есть. Это, как правило, полигон куда мы отдаем на 3–4 месяца свою технику, где ее испытывают, проверяют, после этого мы получаем отзывы, на основании отзывов спецподразделения силовых структур принимают решение о постановке этой аппаратуры на снабжение.
Только после того, как аппаратура попала в приказ руководителя той или иной спецслужбы о принятии ее на снабжение, мы можем получить государственный оборонный заказ на поставку этой техники. Поэтому, чтобы попасть в гособоронзаказ, мы должны не просто выиграть тендер, а доказать, что наша аппаратура, не хуже той, что у них уже есть, а как правило, новая должна быть лучше имеющейся. Только после этого мы имеем право участвовать в тендере.
Мы участвуем в тендере, доказываем свою правоту и заключаем после этого контракт. Если аппаратура уникальна, то наши заказчики обращаются в соответствующие структуры, которые принимают решение об утверждении нас как поставщиков или единственных производителей такой техники.
– Каковы особенности финансирования вашего предприятия и производственного цикла?
Выполнение государственного оборонного заказа связано с необходимостью иметь оборотные средства для его выполнения, поскольку государственный оборотный заказ оплачивается, как правило, по итогам его выполнения. Как правило, подчеркиваю, не всегда!
Бывает, что предоставляется определенная сумма аванса, но это не всегда. При этом предоставление аванса часто сопровождается целым рядом условий, которые могут не совпадать с экономическими циклами предприятия. Поэтому кредитование - это основной путь привлечения оборотных средств. В этой связи, работа Фонда содействия кредитованию малого бизнеса для нас очень интересна. Мы обращались к помощи со стороны Фонда и получали под поручительства необходимые нам средства в нужном объеме, чтобы выполнить определенный оборонный заказ или финансировать программу таких заказов на целый год.
Так, в 2022 году мы подали заявку в Фонд, уже имея опыт такой работы двух с половиной летней давности, это была наша вторая попытка получения помощи Фонда. Первый раз мы получали кредит с помощью фонда 2,5 года назад. Первая попытка была удачной, нам Фонд помог получить кредит в Сбербанке, и мы во второй раз, так же через Сбербанк, обратились в Фонд.
При оформлении кредита 70% залога мы получили от Фонда, а оставшиеся 30% закрыли нашей собственностью, в том числе, и интеллектуальной собственностью. Это были два наших патента, которые мы заложили в Сбербанке.
– Используете ли вы банковские гарантии?
По банковским гарантиям мы работаем с рядом банков, среди них Сбербанк, Промсвязьбанк, ВТБ, также работаем с Казначейством. Когда мы участвуем в тендерах, там указываются в качестве условий, предоставление банковской гарантии на право участия и право выполнения работ от определенного перечня банков, например, из Топ-10 или Топ-20, или Топ-30. То есть мы должны работать с теми банками, которые перечислены в перечнях.
– Что собой представляет ваш коллектив? Как привлекаете кадры?
НПЦ «Спектр-АТ» – классическое малое предприятие. Всего у нас в штате работает порядка 70 человек. И еще есть около десяти привлеченных специалистов, кто работает удаленно или по трудовому соглашению. Наш годовой оборот составляет, около 500–600 млн рублей.
В нашей структуре два важнейших департамента: департамент развития и производственный департамент. Департамент развития – это люди, которые создают новое, а производственный департамент – выпускает то, что создали в департаменте развития. И плюс подразделения, которые обеспечивают работу в целом компании: информационный отдел, бухгалтерия и тому подобные.
– Осуществляете ли поставки на экспорт?
Со своей стороны, мы готовы к экспорту в дружественные страны и категорически нет в недружественные. Экспорт нашей продукции – проблема из проблем, хотя многие хотят нашу продукцию покупать. Дело в том, что мы должны получать несколько разрешений – это Минобороны, это ФСБ, ФТС. Без этого мы ничего не можем экспортировать. Конечно, часть нашей продукции частично экспортируются через Рособоронэкспорт. Правда, это достаточно долго и сложно происходит, ведь доля нашей продукции в экспорте такой громадной структуры мизерная. Бывают и контракты через подразделения Рособоронэкспорта.
– Расскажите о ваших планах развития?
Из заработанных средств за год мы выделяем порядка 15–20 млн ежегодно на создание новой техники за счет собственных средств. И в итоге у нас 2–3 новых изделия в год появляется на предприятии, которые мы доводим до нужной кондиции и предлагаем заказчику. Это происходит ежегодно, и наши изделия, мы демонстрируем в обязательном порядке на одной из серьезных выставок «Армия». В этом году 15 августа это будет «Армия–2022», у нас там стенд. Первые 2–3 дня там специалисты, а затем все желающие и пригашенные могут посетить. Выставка очень интересная.
Планы мы строим и формируем каждый год. Планы не только производственные, но у нас есть паны научные, планы переоснащения, планы перевооружения, планы обучения, планы приема на работу новых сотрудников, то есть, у нас много планов. Например, новых сотрудников мы привлекаем в ведущих институтах нашего профиля, таких как Баумановский, Энергетический, МИФИ, МИРЭА. Мы предлагаем студентам 3–4 курса прийти к нам посмотреть, чем мы занимаемся, и при желании остаться поработать один, два дня в неделю. После завершения учебы из 3–5 человек, которых мы пригласили в качестве стажеров, 1–3 оставляем. Стараемся это делать ежегодно.
– Как работаете с поставщиками, и как налаживаете логистические цепочки сейчас?
Для того, чтобы обеспечить нормальную логистику мы стараемся с нашими поставщиками работать как можно дольше, сохраняем долгосрочные связи с проверенными поставщиками, которые поставляют продукцию необходимого нам качества, без срыва сроков поставки, без завышения стоимости изделий. Если эта связь обрывается, то пытаемся найти аналогичного поставщика, а не просто первого попавшегося, кто предлагает свои услуги. Мы берем на проверку продукцию, проверяем качество, проверяем, насколько она нам подходит, настолько она решает те проблемы, которые нам необходимо решить.
– Что пожелаете начинающим предпринимателям?
Знаете, у меня есть собственный девиз по жизни: «Работай – и все получится!». Но тем, кто начинает бизнес, надо говорить: «Работай! Учись! И все получится!».
Пресс-служба ФСКМБМ